вторник, 18 сентября 2012 г.

Проект унификации муниципалитетов

     Мэров будут избирать на прямых выборах, однако муниципальное образование сможет само определить, наделять ли избранника реальными полномочиями или оставить главой представительского органа власти, а во главу муниципалитета поставить сити-менеджера. Такой законопроект в Госдуму внес Минрегион. Эксперт считает, что повсеместные прямые выборы мэров далеко не во всех случаях пойдут во благо.
     Минрегион внес в Госдуму законопроект, в котором предлагает ввести повсеместные выборы глав муниципальных образований, то есть мэров (текст имеется в редакции).
В поселениях численностью менее ста человек его глава будет избираться на сходе депутатов сельсовета, во всех остальных случаях – на отдельных прямых выборах.
Сейчас в России существуют три варианта структуры органов местного самоуправления. На прямых выборах избирается и мэр, и горсовет (представительский орган власти), мэр становится главой горсовета, а местную администрацию по контракту возглавляет сити-менеджер. Этот вариант появился в российской практике во время первого срока правления Владимира Путина – в 2003 году. Второй вариант – это наличие прямых выборов в муниципальное собрание и прямых выборов мэра, который после победы становится главой горадминистрации.

     В нынешнем законодательстве есть еще один вариант устройства местного самоуправления, когда главой муниципалитета становится председатель избранной гордумы, а хозяйством занимается опять же сити-менеджер. От этого варианта Минрегион предлагает отказаться.
     Сейчас муниципальным образованиям предлагается выбрать один из первых двух вариантов и самим определить, будут ли избранные мэры обладать реальными полномочиями по вопросам городского хозяйства или же выполнять представительские функции.
Идею вернуть повсеместные выборы мэров в Минрегионе начали обсуждать еще при прошлом главе ведомства Викторе Басаргине, напоминают эксперты «Газеты.Ru». Институт назначаемых сити-менеджеров, которые должны были заменить выбираемых мэров, себя не оправдал и часто подвергался критике. В нескольких городах местные парламенты самостоятельно инициировали возвращение прямых выборов. Например, в марте соответствующий закон был принят в Волгограде, где система сосуществования мэров и сити-менеджеров привела к тому, что главу города не получалось определить в течение года. Правда, в Волгограде выборы состоятся не раньше чем через год.
В законе также содержится предложение разрешить муниципалитетам ввести прямые выборы не только мэра, но и вице-мэра, а также председателя и заместителя председателя контрольно-счётного органа муниципального образования на выборах.
Выборы глав муниципалитетов не коснутся Москвы и Санкт-Петербурга, так как эти города имеют статус субъектов федерации и особую структуру местного самоуправления, пояснил «Газете.Ru» главный редактор ИА «Моссовет» Юрий Загребной. Он предположил, что, возможно, исключение сделают только для муниципальных образований, вошедший в состав «большой Москвы», например города Троицка.
«Единая Россия» в лице своих представителей высказалась в поддержку этого закона, делая акцент на возвращении прямых выборов мэра, а не на вопросе, будут ли народные избранники обладать реальными полномочиями.
«Законопроект вводит обязательные прямые выборы мэров городов населением, что, несомненно, отвечает задачам дня. Ведь речь сегодня идет о комплексной политической реформе, которая не может не затронуть и принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления, – заявил в комментарии сайту «Единой России» член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко. – При этом законопроект оставляет решение ряда важных вопросов на усмотрение самих муниципалитетов. Например, их уставы будут определять, возглавит ли мэр после победы на выборах администрацию или представительный орган муниципального образования. В последнем случае институт сити-менеджеров продолжит выполнять свои хозяйственные функции. Муниципалитетам будет принадлежать последнее слово и по вопросу избрания председателя контрольно-счетного органа муниципального образования. Словом, законопроект сохраняет за местным самоуправлением высокую степень автономии».

Комментариев нет:

Отправить комментарий