Начало работы Государственной
Думы в новом 2015 году ознаменовалось очередной реформой муниципального
законодательства. 20 января во втором чтении был принят законопроект, согласно
которому вводятся новые формы наделения полномочиями глав муниципальных образований.
Если прошлогодняя
муниципальная реформа была хотя бы формально вынесена на обсуждение и от
момента обнародования некоторых ее идей до принятия законопроекта прошло
несколько месяцев, то нынешние поправки принимались даже без предупреждения
общественности - просто во втором чтении в принятый в первом чтении
"технический" законопроект были внесены изменения, кардинально
меняющие статус мэров.
Согласно действующему закону
полновластным мэром, выполняющим как административные, так и политические
функции может быть только человек, избранный напрямую жителями, а в случае
отсутствия прямых выборов мэра глава администрации назначается по конкурсу, но
некоторые политические и контрольные функции сохраняются все-таки за главой
муниципалитета, избираемым местными депутатами из своего состава. Принятый
законопроект делает возможным назначение мэров, через выборы не проходивших, по
решению конкурсной комиссии, наполовину состоящей из представителей
губернатора.
Таким образом, законодателями
наконец-то найден способ окончательного "встраивания" муниципалитетов
в вертикаль власти. До сих пор с подачи губернаторов могли назначаться только
сити-менеджеры, которых сдерживали избираемые из состава депутатов главы муниципальных
образований. Последние, хоть и обладают ограниченным набором управленческих
рычагов, зачастую вступают в борьбу за первенство с выборными главами местных
администраций и нередко становятся реальными политическими лидерами.
Теперь же полновластному
Президенту на федеральном уровне будет корреспондировать не только фактически
назначаемый им полновластный губернатор, но и де-факто назначаемый губернатором
полновластный мэр. Надо сказать, что такая модель выглядит наиболее
соответствующей особенностям текущего политического момента, стремлению к
выстраиванию четкой иерархии в публичном управлении. Более того, она позволяет
избежать некоторых конфликтов, характерных для "двухглавой" модели
муниципального управления.
Однако важно отметить и
другое: роль жителей, их возможность непосредственно влиять на формирование
местной власти в данной модели становится еще более скромной, чем была.
Эксперт КГИ Андрей Максимов, руководитель проекта "Муниципальная карта России: точки роста":
Комментариев нет:
Отправить комментарий